Туризм воспитывает трудолюбие и патриотизм, развивает физические качества, а главное – формирует знания и умения, необходимые в самостоятельной жизнедеятельности человека, в том числе – в экстремальных природных и жизненных условиях.
Программой предусмотрены занятия в спортивном зале, участие в туристско-спортивных мероприятиях, соревнованиях в природной среде.
Ребята учатся преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью и без помощи специального снаряжения, ориентироваться на местности, оказывать доврачебную помощь, организовывать быт в полевых условиях.
Учащиеся принимают участие в районных туристских слетах и соревнованиях.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Маштаров Виталий Викторович - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в программу - 4 ч.
- Тема 1.1.Техника безопасности на занятиях и в походе. История возникновения и развития туризма - 2ч.
- Тема 1.2. Виды туризма. Спортивный туризм - 2 ч.
Раздел 2. Жизнеобеспечение человека (организация туристского быта) - 12 ч.
- Тема 2.1 Безопасность в походе - 2 ч.
- Тема 2.2 Спортивный туризм. Подготовка к походу. Питание - 2 ч.
- Тема 2.3 Организация туристского быта. Бивак- 2 ч.
- Тема 2.4 Установка и снятие двухскатной палатки - 2 ч.
- Тема 2.5 Правильность укладки рюкзака - 2 ч.
- Тема 2.6 Виды костров, разжигание костра- 2 ч.
Раздел 3. Местоположение человека. Ориентирование на местности - 8 ч.
- Тема 3.1 Местоположение человека. Определение сторон горизонта по природным признакам - 2 ч.
- Тема 3.2 Работа с компасом. Определение азимута - 2 ч.
- Тема 3.3 Движение по азимуту- 2 ч.
- Тема 3.4 Движение по легенде - 2 ч.
Раздел 4. Вязка узлов (8 часов).
- Тема 4.1 Вязание узлов: схватывающий, стремя- 2 ч.
- Тема 4.2 Вязание узлов: проводник, проводник восьмерка, двойной проводник- 2 ч.
- Тема 4.3 Вязание узлов: прямой, встречный, грептвайн, ткацкий - 2 ч.
- Тема 4.4 Вязание узлов: штык, булинь - 2 ч.
Раздел 5. Промежуточная аттестация (2 часа).
- Тема 5.1 Промежуточная аттестация. Полоса препятствий - 2 ч.
Раздел 6. Преодоление препятствий без специального снаряжения - 6 ч.
- Тема 6.1 Виды препятствий. Способы преодоления естественных преград - 2 ч.
- Тема 6.2 Преодоление болота по кочкам, по жердям - 2 ч.
- Тема 6.3 Переправа вброд стенкой. Движение по узкому лазу - 2 ч.
Раздел 7. Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения -12 ч.
- Тема 7.1 Индивидуальная страховочная система - 2 ч.
- Тема 7.2 Подъём по перилам на самостраховке - 2 ч.
- Тема 7.3 Траверс склона - 2 ч.
- Тема 7.4 Спуск спортивным способом - 2 ч.
- Тема 7.5 Переправа по параллельным верёвкам на самостраховке - 2 ч.
- Тема 7.6 Переправа по бревну с перилами на самостраховке. Навесная переправа - 2 ч.
Раздел 8. Организация первой доврачебной помощи - 6 ч.
- Тема 8.1 Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний - 2 ч.
- Тема 8.2 Походная медицинская аптечка - 2 ч.
- Тема 8.3 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи - 2 ч.
Раздел 9. Поисково-спасательные работы - 6 ч.
- Тема 9.1 Способы поиска пострадавшего - 2 ч.
- Тема 9.2 Изготовление мягких транспортировочных средств - 2 ч.
- Тема 9.3 Транспортировка пострадавшего на носилках по местности - 2 ч.
Раздел 10. Общефизическая подготовка -8 ч.
- Тема 10.1 Физические качества, строение человека- 2 ч.
- Тема 10.2 Упражнения на развитие силы, гибкости, выносливости - 2 ч.
Раздел 11. Итоговая аттестация -2.
- Тема 11.1 Итоговая аттестация. Полоса препятствий - 2 ч.
Итого: 72 ч.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
обучение и совершенствование технике и тактике спортивного туризма через организацию естественных и искусственных препятствий на учебно-тренировочных занятиях
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Предметные:
- - учащиеся познакомятся с историей развития туризма, его видами, основными туристскими снаряжениями, способами организации быта в повседневной жизни;
- - учащиеся овладеют техникой и тактикой туристской подготовки как в личном, так и в командном первенстве
- -учащиеся научатся проходить все технические препятствия на самостраховке, вязать узлы, объяснять их назначение, обращаться с компасом, ходить по азимуту;
- -учащиеся познакомятся с основными приемами оказания первой доврачебной помощи, составом медицинской аптечки туриста;
- - учащиеся познакомятся с правилами безопасного поведения в природной среде, способам преодоления природных препятствий; научатся ориентироваться на местности.
Метапредметные результаты:
- - выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;
- - проявление навыков соблюдения правил и норм безопасности;
- -проявление позитивных мотивов межличностных отношений.
Личностные результаты:
- - учащийся научится быть самостоятельным, трудолюбивым, настойчивым, имеющим упорство в достижении цели;
- - учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, сознательному отношению к собственной безопасности и безопасности окружающих.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Наличие медицинской справки
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
- - спортивный зал площадью 8*18 м2;
- - оборудование: ноутбук, стулья, стол;
- - спортивное оборудование: джумары 8 шт., верёвка основная диаметр 10 мм. 20 м., верёвка вспомогательная диаметр 6 мм 10 м., ИСС -8 шт., петля прусика – 8 шт., карабины 16 шт., автоматические карабины -16 шт., палатки – 4 шт., коврики теплоизоляционные 16 шт., рюкзаки – 8 шт., спусковые устройства (восьмёрки) 8 шт., аптечка.
- - личное снаряжение для учащихся: обувь (кроссовки, кеды, ботинки), тренировочный костюм (должен прикрывать локти и колени), накидка от дождя, штормовой, ветровочный костюм, куртка тёплая, шапка тёплая, перчатки, свитер тёплый, носки простые и шерстяные, набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож).